система налогообложения:  

узаконенный грабеж или парадокс истории?

 

Что такое налоги и как с ними бороться, знает каждый здравомыслящий член нашего относительно законопослушного общества. Налоги бывают разные. Бывают налоги подоходные - для простых граждан; бывают налоги на прибыль, на добавленную стоимость - это уже для предпринимателей. А кроме них еще великое множество «податей» всех видов - от акцизного сбора до налога за пользование дорогами. Кто-то даже пошутил, что скоро введут налог на воздух.

Общеизвестно, что от уплаты налогов можно уклониться. Совсем не платить, разумеется, нельзя, а вот утаить часть доходов можно. Чем с успехом и занимаются всевозможные коммерческие структуры.

Что ж, сам факт укрытия своих денег от государства весьма примечателен. Но пока речь не об этом.

Какова же сущность системы налогообложения? Явление это поистине парадоксально. Судите сами: человек работает, затрачивает силы и средства, зарабатывает не так уж много - и тут же едва ли не половину заработанного «отстегивает» в доход государства за... Вот тут-то и возникает вопрос: за что? За что мы отдаем неизвестному «дяде» наши так или иначе заработанные денежки, и по какому праву их у нас изымают? Не напрашивается ли сам собой вывод, что система налогообложения есть ни что иное, как узаконенный государством и государством же совершаемый грабеж?

Но давайте разберемся, что такое ГОСУДАРСТВО и ЗА СЧЕТ ЧЕГО оно существует.

Для содержания огромной государственной машины необходимы колоссальные суммы денег. Само же государство денег не зарабатывает. Оно получает их опосредованно, за счет налогоплательщиков (которые, в принципе, государству-то вроде бы и ничего не должны) и при этом норовит стянуть как можно больше. Но как же так? Ведь день­ги эти наши, а не государственные!

Чтобы понять суть возникновения этого механизма, да­вайте посмотрим на его развитие в исторической перспективе.

Начиналось все примерно так. Сидел себе в стольном граде Киеве на днепровском торговом пути «из варяг в греки» великий и светлый князь. Естественно, князю этому и самому хотелось жить хорошо, и людей своих одеть-обуть-накормить. И вот дождется князь плывущих с товаром куп­цов, выйдет со своей верной дружиной им навстречу и намекает, что земля эта, дескать, его, а за торговлю на ней да за то, чтобы по ней пройти, надо платить дань (в переводе на современный язык- налог). Можно, конечно, и отказаться. Но тогда отказавшийся будет подвергнут грабежу - по-нашему, значит, штрафу - причем заберут все, что есть, а там, глядишь, и самого в княжескую тюрьму упрячут. Все отдавать никому не охота, так что приходилось раскошеливаться.

Или, к примеру, приходит тот же князь на землю покоренного племени и безапелляционно заявляет, что теперь земля эта его, а за то, что они на ней живут, надо платить. И платили.

Вот так все и началось. А чем больше становилось государство, тем больше требовалось денег, тем быстрей росли налоги - на торговлю, на землю, на воду...

Вот тут-то мы вплотную подходим к явно крамольной мысли: я не является ли государство супергигантской организацией бездельников (не сказать бы воров!), созданной для того, чтобы эти самые бездельники благоденствовали на чужих хлебах? Что ж, почему бы законопослушным гражданам, зарабатывающим на жизнь в поте лица своего, не поделиться с хорошими людьми?

Кстати, что интересно. В то самое «мрачное средневековье», когда, как утверждают историки, бедняга народ, загибаясь на своих жестоких господ-феодалов, стонал, изнемогая под бременем налогов, самой крупной выплатой в пользу государства была церковная десятина, то есть 10%. Сейчас же один только подоходный налог, который взимается со всех и вся без разбора, отнимает у граждан от 10 и более процентов их заработка. Прибавьте к этому остальное - волосы встанут дыбом. Ведь это только так считается, что всякие там акцизы и НДС платят те, кто занимается торговлей. На самом деле платим их мы, потребители, приобретая тот или иной товар. Мы как бы оказались крайними, потому что все налоги производитель закладывает в конечную стоимость своего товара. Оно и понятно - кому хочется работать на «дядю»? Ведь если продать товар по цене чуть выше себестоимости, и уплатить при этом все предусмотренные законом налоги, то вместо прибыли в руках останется в лучшем случае дырка от бублика, а в худшем придется еще и своих денег к налогам добавить. Неудивительно, что все более-менее умеющие считать люди прилагают максимум усилий, чтобы хоть частично уклониться от их уплаты. И они находят моральное оправдание своим действиям: государство грабит нас, а мы грабим государство.

На этой пессимистической ноте позвольте закончить наш экскурс в дебри системы налогообложения, а заодно и посоветовать тем, кто занимается изобретением новых налогов вспомнить, чем в свое время заканчивали те киевские князья, которым собранная с покоренных племен дань все время казалась недостаточной…

 

С. Сакадынский, «Дикое поле», 6 марта 1996 г.

Hosted by uCoz